Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

К 330-летию со дня рождения В.Н. Татищева

Мировая практика и история нашего государства свидетельствуют об особой роли научного знания в социально-экономическом и политическом прогрессе народов. Мы, современники, особо преклоняемся перед подвижниками науки, которые стояли у её истоков. Поэтому не случайно наш университет уже столько лет носит имя великого соотечественника Василия Никитича Татищева (1686–1750).

Биография этого уникального человека уходит в Петровскую эпоху. Трудно нашему современнику почувствовать дух того времени, символом которого стал сам император. Трудолюбие, жажда познания, вера в широкие возможности науки, стремление сделать Россию великой державой – типичные черты Петра Великого и его сподвижников. Последователем царя-реформатора был В.Н. Татищев. Он родился в селе Болдине Псковского уезда. Родовая нить тянется к смоленским князьям – потомкам Владимира Мономаха. Родоначальником фамилии считается Василий Юрьевич Соломерский, который служил при дворе Ивана III. За свое искусство в раскрытии преступлений он получил прозвище «Татьищ», что означает «разыскиватель похитителей». Это прозвище для детей князя Василия Юрьевича впоследствии стало фамилией.

Иногда в публикациях В.Н. Татищева называют графом. Это не верно. Историк Е.А. Пынчук считает, что графский титул в роду Татищевых был получен позднее – в 1801 году.

В.Н. Татищев начал службу Отечеству традиционно для дворян того времени – стольником при дворе царицы Прасковьи Федоровны. Затем учеба в инженерной и артиллерийской школе, после окончания которой он участвовал в битвах под Нарвой, Полтавой, Прутском походе. С 1712 года Василий Никитич совершенствовал свои знания в области инженерного дела, артиллерии, фортификации в Берлине, Бреславле, Дрездене, а с 1716 года занимался инспекцией артиллерийских частей русской армии. В 1720 году во главе группы специалистов В.Н. Татищев направляется на Урал для устройства казённых горных заводов. Для управления новым делом он создает Горную канцелярию (позднее стала называться Сибирским высшим горным начальством), которая, по сути, занималась вопросами комплексного развития региона: управлением заводами, поиском рудных месторождений, составлением геодезических карт, организацией при заводе школ для обучения специалистов горному делу.

В 1724 году В.Н. Татищев по поручению Петра I выезжает в Швецию и Данию. Цель поездки – организовать обучение русских мастеров и ремесленников. Кроме этого, русское правительство интересовала Швеция с точки зрения экономического и государственного устройства. Сведения, предоставленные В.Н. Татищевым, были столь основательными, что впоследствии исследователи изучали по ним экономическое положение Швеции начала XVIII века. Василий Никитич также установил широкие связи с видными учёными и общественными деятелями Швеции. Здесь появилась и первая публикация В.Н. Татищева о находках костей мамонта в Сибири.

В Санкт-Петербург В.Н. Татищев вернулся в начале мая 1726 года уже после смерти императора Петра I. Он предлагал императрице Екатерине I проект, предусматривающий построение новых дорог в Сибирь, вдвое короче имеющихся. Проект Сибирского тракта императрицей был отложен, а В.Н. Татищев именным указом был определён на московский Монетный двор. Затем был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий. Служебную карьеру В.Н. Татищев завершил в 1745 году на посту Астраханского губернатора. На государственной службе в целом он пробыл 42 года. Последние пять лет жизни он провёл в своём имении Болдино Московской губернии, фактически находясь на положении ссыльного.

Государственная служба, длительные поездки по стране, знание реальной российской и европейской жизни, соединенные с природной любознательностью и трудолюбием, сформировали неординарную личность В.Н. Татищева. Время его жизнедеятельности совпало как с патриотическими начинаниями Петра Великого, так и с фейерверком государственных потрясений, связанных с эпохой дворцовых переворотов. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна – вот исторический каток самодержавной власти, прокатившийся по жизни Василия Никитича. Результат перманентных опал (целых шесть!) – преждевременная смерть в 64 года в своем имении Болдино.

Что поражает нас, современников, в личности В.Н. Татищева? Конечно, это разносторонность его дарований: горный инженер, математик, географ и экономист, составитель словарей, палеонтолог и юрист, медик и педагог и, наконец, основатель российской исторической науки. Необходимо иметь в виду, что труды по истории В.Н. Татищева стали выходить много лет спустя после его смерти, когда уже были напечатаны сочинения М.В. Ломоносова, Г.З. Байера, А.Л. Шлецера, Г.Ф. Миллера. Однако сам Г.Ф. Миллер признавал приоритет В.Н. Татищева в создании российской исторической науки. В письме в Академию наук он писал: «Татищев – русский, он является отцом русской истории, и мир должен знать, что русский, а не немец проломил лед в русской истории». 19 апреля 1886 года в Петербургской академии наук состоялось торжественное собрание в память 200-летия со дня рождения В.Н. Татищева. «Наряду с Петром Великим и Ломоносовым он является в числе первоначальных зодчих русской науки», – сказал в своем выступлении историк Д. Корсаков. Современные ученые-историки не подвергают это утверждение сомнению. Выступая на Всероссийской научной конференции в октябре 2002 года, директор Института российской истории член-корреспондент РАН, профессор А.Н. Сахаров отметил, что в наше время, когда восстановлено целостное восприятие истории России, естественным видится обращение историков страны к трудам В.Н. Татищева.

Принципиально важным является подход В.Н. Татищева к источникам. Впервые в русской истории он дал классификацию источников по степени достоверности, подчеркнул значение для истории вспомогательных исторических дисциплин: генеалогии, хронологии, исторической географии, геральдики и т. п. Один из первых высказал идею о существовании летописцев до Нестора, о появлении письменности у восточных славян до принятия христианства, о подлинности договоров Руси с греками др. Использование материалов «Истории России» В.Н. Татищева позволяет дополнить данные летописных источников и проверить достоверность тех известий, которые по сей день вызывают вопросы. Он нашел и первый оценил «Русскую правду» и «Царский судебник» (1550 г.). Василий Никитич составил инструкцию для собирания этнографических, географических и археологических сведений о России. Эта инструкция была принята Академией наук.

В.Н. Татищев, находясь на государственной службе, использовал все возможности для поиска и собирания древних текстов и рукописей. Так, находясь на Урале в 1720-1723 гг., он обнаружил, что местные староверы сохраняют среди других книг летописи, важные в историческом отношении. Исследователь Р.Г. Пихоя считает даже, что «сыск староверов… скоро превратился в поиск книг (путем конфискации у арестованных раскольников, разумеется)». Многотомный труд В.Н. Татищева по истории ценится специалистами, но мало был известен читателю. Историк С.Ф. Платонов (1860–1933) справедливо полагал, что тяжелый язык и отсутствие литературной обработки делали его работу неинтересной для современников. Но это не вина В.Н. Татищева, что он родился в то время, когда русский литературный язык ещё не сформировался.

В личности Василия Никитича поражает его огромная энергия, подвижничество, патриотизм, преданность государственным интересам. Находясь на государственной службе, он смело вступал в борьбу с местными бюрократами, купцами-заводчиками Демидовыми. Он глубоко понимал значение просвещения для народа, поэтому всячески содействовал организации школ, созданию библиотек. Его по праву называют основоположником государственной системы профессионально-технического образования в России. Имеются многочисленные свидетельства его бескорыстия. Уезжая из Екатеринбурга, он подарил свою библиотеку, собранную за 25 лет, городу. В библиотеке насчитывалось около тысячи томов, и стоила она больших денег.

Интерес представляют и взгляды Татищева на актуальные проблемы своего времени. Форму правления в государстве он ставил в зависимость от размеров территории страны. Тиранию считал худшей из всех форм правления. Монархия, по его мнению, более всего подходит для России. Монархия опирается на двухпалатный орган, который и принимает законы. В государстве не персоны управляют законом, а законы персонами. Татищев высказывал идею подготовки нового Уложения, выступал за профессиональную подготовку судей, их широкое образование, призывал заботиться о купечестве, а помещиков – о благе крестьян.

Деятельность В.Н. Татищева имела отношение и к прошлому нашего города. Именно он определил место строительства Ставрополя-на-Волге. Правда, само название города было дано его сослуживцами: полковником А. Змеевым и генералом Л. Саймоновым. Имя выдающегося мыслителя и государственного деятеля высоко чтится нашими горожанами. На берегу Волги красуется памятник В.Н. Татищеву. Именем этого патриота Отечества назван и Волжский университет, студенты и преподаватели которого помнят и чтят этого выдающегося человека.

Просмотров: 6300

« Все статьи

Поиск по сайту
См. также
Типография
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter